Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [23]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Пятница, 28.06.2024, 03:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Фоки - бесконечно близкий сердцу уголок
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ЕГЭ - две стороны одной медали

ЕГЭ – две стороны одной медали

В 2011 году в очередной раз выпускники школ РФ прошли через процедуру ЕГЭ. В вузах страны закончились вступительные экзамены. И не секрет, что решающим фактором при зачислении абитуриентов является результат ЕГЭ, а количество баллов определяет: бюджетное или коммерческое место достанется претендентам на обучение. После каждого учебного года в связи со ставшей традиционной шумихой вокруг ЕГЭ вновь и вновь встает вопрос: насколько необходима нашему образованию навязанная процедура тестирования?

ЕГЭ начал свой путь по России в 2001 году, имел он далеко идущие планы – благо масштабы страны позволяют. Стартовал очень скромно: всего в нескольких регионах РФ. Но, заручившись поддержкой надежных покровителей, быстро набирал обороты и к 2008 году внедрился во все школы нашей необъятной Родины. Прошло 10 лет с проведения первого государственного тестирования учеников в школах. Что мы приобрели за эти годы, улучшилось ли качество образования? Может быть, это фикция или очередной эксперимент? Эти вопросы волнуют тех людей, кто неравнодушен к будущему наших детей и страны. Многие проблемы возникли после введения в школах ЕГЭ: гонка за баллами, а не знаниями, шаблонность, а не творчество, купля-продажа совести и результатов теста, желание пробиться любой ценой и, как следствие, разочарования и стрессы, которые нередко заканчиваются суицидом.

Первым специалистом, кто согласился озвучить в нашей газете существующие проблемы ЕГЭ, стала Елена Александровна Баженова – эксперт по части «С» в тесте по русскому языку, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и стилистики ПГУ.

Елена Александровна, в чем, на Ваш взгляд, преимущество ЕГЭ и его недостатки?

Я считаю, что существует три основных преимущества. Первое – это унификация критериев при оценке тестов. Все эксперты – учителя и преподаватели вузов, которые проверяют часть «С» (сочинение по тексту), проходят сертификацию и на курсах в процессе обучения вырабатывают основные критерии оценки.

Второе преимущество – если тест был выполнен самостоятельно и заработаны высокие баллы, у выпускника любой школы: провинциальной, краевой или столичной появляются равные возможности для поступления и дальнейшего обучения в лучших вузах России.

И наконец, третье – это системность при проверке знаний. Тест ЕГЭ по русскому языку охватывает почти все разделы школьного курса, поэтому тестирование дает возможность проверить знания в удобной, лаконичной форме.

Что касается недостатков, то сейчас возник главный социальный недостаток – коррупция пришла в школу. Это очень тревожный сигнал, т.к. школа – это такой социальный институт, который является важнейшим для воспитания и формирования подрастающего поколения, будущего нашей страны. Уже разработаны схемы, как за определенную плату тест за ученика может выполнить учитель, наемный исполнитель, например, тот же самый эксперт или студент, что и показала практика этого года. Получается, купить можно все, главное – знать за сколько.

Второе – в гуманитарных науках тестирование не позволяет оценить творческие способности, развитие мышления, в данном случае – это сформированность лингвистического мышления. Все-таки во многом тест напоминает игру в крестики-нолики. Да, он разрабатывается по определенной форме и охватывает базовую часть русского языка, но в формате теста невозможно оценить уровень мышления. Конечно же, мне могут возразить, что для этого существует часть «С», в которой можно отследить самостоятельность мышления, но я с этим не согласна. Трудно показать собственное мнение, точку зрения по навязанным текстам, тем более что они, как правило, очень неравнозначны – ни по собственным достоинствам: словесным и художественным, ни по уровню поднимаемых проблем. Поэтому выпускник оказывается в искусственных условиях – он не выбирает текст, ему его дают. Кроме того, учителя и репетиторы так научились натаскивать учеников, что эксперты, проверяя сочинения, читают тексты, написанные по образцу, по определенному шаблону. Это типичные, шаблонные формулировки, композиции, выводы, по которым можно дословно воспроизвести все то, что надиктовано учителем. О каком творчестве, самостоятельности мышления может идти речь. Вот это, на мой взгляд, основной минус – в школах перестали учить детей размышлять и высказывать собственное мнение, способность доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Что Вы посоветуете тем, кто, по разным причинам, не смог сдать какой-либо из экзаменов?

Я уверена, что случайно победить в такого рода состязаниях сложно, а случайно ошибиться в тесте довольно просто. Поэтому тем, кто потерпел неудачу во время тестирования и не смог поступить в вуз, я бы посоветовала проанализировать и честно признаться самому себе: либо недостаточно знаний, что и стало причиной провала, либо неумение собирать себя в ответственный момент, контролировать свою волю, эмоции. В этом случае важно помнить, что ничего невозможного нет и любая неудача в жизни – это время, когда нужно извлекать уроки, не подводить черту и ставить крест, а наоборот, искать перспективу. И вообще, ребенок становится взрослым, когда начинает учиться на своих ошибках. Я думаю, что нужно воспользоваться вот этим трудным моментом в жизни, чтобы повзрослеть и что-то в себе изменить. И если все-таки это пробел в знаниях, то за год или за два наверстать упущенное, воспользовавшись подготовительными курсами или занятиями с репетиторами. Главное – желание, а повторить тест можно и правила позволяют сделать это каждому. Я сочувствую тем, кто по психологическим причинам не справился с тестом, но жизнь с новыми требованиями заставляет нас многому учиться. Поэтому нужно работать над собой, чтобы побеждать в сложных обстоятельствах.

Ваше пожелание тем, кому предстоит в ближайшие годы сдавать ЕГЭ.

Я думаю, что ЕГЭ – это всерьёз и надолго, хотя уверена, что тестовая форма контроля подходит не для всех людей. Тест требует особой концентрации личностных качеств, физических и психологических особенностей, умение собирать свои нервы в кулак. Поэтому, ученикам нужно с младших классов привыкать к такой форме проверки знаний. Современные 6-7-летние дети уже не испытывают стрессов при выполнении тестов, потому что при поступлении в хорошую школу нужно пройти через тестирование. А ученики средних и старших классов должны знать, что помимо теста существуют и другие формы проверки знаний, которые востребованы в вузах и, главное, в жизни. И основной совет: помните, что жизнь – это не игра в крестики-нолики, постарайтесь понять, чего вы хотите добиться в жизни и готовы ли заниматься по максимуму для достижения своей цели.

Это мнение эксперта-филолога.

А вот точка зрения человека, всю жизнь посвятившего точным наукам. Анатолий Прокопьевич Иванов – кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Перми, семикратный Соросовский учитель. Он говорил четко, ясно, лаконично, как и подобает человеку, привыкшему к точности и не терпящему ошибок.

Преимущества ЕГЭ.

ЕГЭ – единственный способ оценивания уровня знаний, полученных в школе и предъявляемых при поступлении в ВУЗ. ЕГЭ исключает коррупцию на вступительных экзаменах и предоставляет возможность школьникам из "глубинки" поступать в самые престижные ВУЗы: МГУ, МГИМО, ВШЭ и другие. Это главный результат и основное преимущество ЕГЭ.

Недостатки ЕГЭ.

Буду говорить только о ЕГЭ по математике!

ЕГЭ – измеритель уровня знаний и способности мыслить, т.е. это как прибор, точно измеряющий эти величины. Нынешний формат ЕГЭ по математике не удовлетворяет потребности точно замерить эти параметры. Поэтому о точности и объективности говорить практически бесполезно, т.к. используемые контрольно-измерительные материалы не соответствуют требованиям науки тестологии.

Рекомендации тем, кому в ближайшие годы предстоит сдавать ЕГЭ.

Привести знания в систему, стремиться к качеству знаний, а не только к количеству баллов. И не гоняться за вариантами ЕГЭ прошлых лет.

ИМХО, или Подведение итогов

Таким образом, сравнивая мнения двух авторитетных людей в сфере образования – филолога и математика, можно сделать вывод, что ЕГЭ в правильном подходе, отношении и в хороших, качественных заданиях, действительно, нужен. Времена меняются, жизнь не стоит на месте, каждое новое поколение сталкивается с разными проблемами, устаревают одни методы, требования, на смену им приходят другие, не всегда лучшие и правильные. Наше общество становится мобильнее, уже не подходят старые мерила, но и от доброго, хорошего и полезного, столетиями накопленного опыта нельзя отказываться, а тем более разрушать – невозможно создать прочное, надежное новое, перечеркивая старое. А у нас, чего не коснись, сплошные нововведения. Особенно в образовании. Что принесли они нашим детям? Разве нынешнее поколение стало умнее, способнее, ответственнее? То, что происходит сейчас в наших школах, больше напоминает чесание под одну гребенку (хотя в советских школах это тоже присутствовало с определенным идейным уклоном). Но… В наше время (и это признают многие люди, кто непосредственно связан с образовательной системой) инженеров-техников и гуманитариев становится все меньше, детям перестали давать разносторонние, глубокие знания. При всех нагрузках и сложностях в обучении качество образования не стало лучше, оно хромает уже на обе ноги. Это «заслуга» ЕГЭ? Для чего все это нужно нашей стране в лице правительства, министерства и различных ведомств, остается только догадываться. Возможно, для того чтобы создать бесталанную толпу, стадом-то управлять проще. Поэтому, чем меньше образованных, думающих людей, способных свободно мыслить, принимать ответственные решения и отвечать за них, тем лучше. Нынешняя правящая система не допустит ничего, что может повысить умственный и нравственный уровень россиян, создавая препятствия в виде странных программ усовершенствования образовательной системы. Тех, кто стоит за этим, не беспокоит наше будущее – у большинства из них дети и внуки получают образование в других странах.

Что касается возможностей поступления выпускников из провинции в московские и питерские вузы, можно сказать одно: у них своих стобалльников хватает да еще плюс различные категории льготников-абитуриентов, зачем им еще умницы и самородки из глубинки. Конкуренция, однако, да и времена Ломоносова уже давно закончились.

А те, кто учится в российских школах XXI века, с 2009 года сдают два обязательных государственных экзамена: тесты по русскому языку и математике. Если выпускник текущего года (даже после второй попытки) получит результат ниже минимального количества баллов: по русскому языку – 36 и по математике – 24, у него будет возможность пересдать ЕГЭ только в следующем году. Таким образом, он останется без свидетельства о результатах ЕГЭ, а вместо аттестата ему выдадут справку об обучении в школе. В 2011 году в России сдавали ЕГЭ примерно 790 тысяч человек. Не смогли преодолеть минимальный порог по русскому языку – 4,1% участников, по математике – 4,9% выпускников этого года. Это всего лишь цифры, сухая статистика, но за ними стоят реальные люди, которые волнуются, переживают. Разве можно в процентах обозначить глубину отчаяния тех, кто получил низкие баллы и не смог поступить в то учебное заведение, о котором мечтал, или, что еще хуже – остался без аттестата. Нет статистики о поломанных человеческих судьбах, тех, кто попал в жернова нововведений в системе образования.

Многим хочется уберечь детей от боли, обиды и разочарования. Как быть и на что надеяться тем, кто потерпел неудачу: не смог сдать экзамен или набрал невысокие баллы и не прошел по конкурсу в вуз. Вероятно, ответы на эти вопросы можно найти в истории, рассказанной Анастасией Павловой – студенткой-пятикурсницей Пермской медицинской академии. Несколько лет назад она закончила обычную сельскую школу в нашей стране, в результате, не имея должной подготовки, провалила вступительные экзамены, но, в конечном итоге, смогла добиться осуществления своей мечты. Итак, перед нами

«История одного провала, или Как стать студентом».

В 2005 году я заканчивала 11 класс, к этому времени ЕГЭ дошел и до нашей школы. Мой выпуск был одним из первых, кто сдавал тест, поэтому мы чувствовали себя как подопытные кролики. Все были напуганы и очень волновались. Несмотря на опасения, экзамены сдала неплохо (так мне тогда казалось) и я с уверенностью строила планы на будущее. Подала документы в Пермскую медакадемию на отделение педиатрии, но завалила экзамен по химии. Для меня это стало огромным потрясением, я совершенно не была готова к этому, жутко переживала и разочаровалась в себе, так как до этого была вполне уверена, что смогу поступить. После провала я чувствовала себя потерянной, руки опустились, ничего не хотелось, жизнь казалась полной безнадегой. И лишь через какое-то время я начала осознавать, что это мой первый шаг во взрослую жизнь и нужно сделать правильный вывод: на момент поступления моих знаний по химии было недостаточно, т.к. в школе учитель отказалась готовить меня к экзамену, объяснив это тем, что невозможно за год пройти программу школьного курса. Зато после провала я смогла понять, что если хочу чего-то добиться, то нужно действовать, а не сидеть, сложа руки и жалеть себя. Тогда мне очень помогла поддержка и вера в меня близких людей. Они смогли убедить меня в том, что я ничем не хуже других, смогу справиться с возникшей проблемой и добиться своего. Я устроилась на работу, ходила на подготовительные курсы и занималась с репетитором. И благодаря моему упрямству, целеустремленности и помощи близких на следующий год я смогла осуществить свою мечту – сдала вступительные экзамены, прошла по конкурсу и стала студенткой медакадемии. В этом году я закончила пятый курс и снова прохожу ежегодную практику в одной из больниц г. Перми. Теперь я знаю наверняка, что ничего невозможного нет. Поэтому очень хочется поддержать тех, кому не повезло – не стоит отступать и падать духом. Даже если что-то не получается, нужно всё равно идти к своей цели. Ради себя, ради своей мечты. Тогда она обязательно сбудется. Мне это удалось, я добилась того, чего хотела. Как говорится: «Дорогу осилит идущий». Удачи всем!

Вот такая история, после которой появляется надежда.

Подводя итог, хочется утешить пострадавших от ЕГЭ: не отчаивайтесь, жизнь на этом не заканчивается, это просто очередной ее виток. Приложите усилия, делайте все возможное и невозможное для достижения цели. Самое главное – не стойте на месте, двигайтесь вперед и преодолевайте проблемы, потому что это сделает вас сильнее. Как сказал несколько веков назад Леонардо да Винчи: «Любое препятствие преодолевается настойчивостью».

Светлана Котова

Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (02.07.2013)
Просмотров: 550 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/29
Всего комментариев: 3
3 Галина  
1
Мое мнение, как учителя- если ввели ЕДИНЫЙ гос экзамен, введите тогда ЕДИНУЮ программу обучения! Чтоб вся страна училась по ЕДИНЫМ учебникам! Тогда будут равные шансы у всех учеников!

1 Valent  
1
На мой взгляд, ЕГЭ, это механическое заучивание одних тем, и выбрасывание из образовательного процесса целого ряда других. По личным наблюдениям, могу сказать то, что даже приходя в университет с большим количеством баллов, студенты, точнее сказать, ещё школьники, абсолютно не приспособлены к получению объёма университетских знаний, так как не обладают нужной для них базой школьных.

2 Светлана  
2
Согласна!!!

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024