Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0




Воскресенье, 23.06.2024, 06:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Фоки - бесконечно близкий сердцу уголок
Главная | Регистрация | Вход
Священник Иоанн Зылёв


Дорога к храму

Каждый его день расписан по минутам: записная книжка едва вмещает в себя перечень дел, встреч, мероприятий на много дней вперед. Создается впечатление, что в сутках у него не 24 часа, иначе просто непонятно, как у этого человека получается везде успеть и многое сделать. Поэтому вслед за удивлением возникает вполне закономерный вопрос: «А как же поспать-отдохнуть?», на который, с присущей ему открытой улыбкой, отвечает, что, бывает, засыпает иногда в машине, отъезжает на обочину дороги (когда уже совсем на пределе) и на какое-то время просто отключается. Да еще время от времени позволяет себе редкие передышки, если случается настоящий выходной день.


Отец Иоанн – молодой священник, штатный клирик Свято-Троицкого храма города Чайковского и по совместительству настоятель сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. В городском он служит в будни, а в сельском по выходным и праздничным церковным дням.

Выбор пути

Духовная стезя была им выбрана не сразу. Будучи еще совсем молодым, можно даже сказать юным, человеком он после окончания 9 классов поступил в техникум, чтобы получить светское образование, закончив который стал дипломированным экономистом. Несмотря на это, в нем сохранилось желание служить в храме и молодой специалист Иван Зылёв по совету своего духовника уезжает на один из приходов Удмуртской епархии, где его назначают регентом хора и казначеем. Именно там он окончательно принимает решение связать свою жизнь с церковью Христовой – стать священником. Для этого поступает в Вятское духовное училище в Кирове, после окончания которого, спустя три года, возвращается в родной город.

В 2002 году, вскоре после венчания, был рукоположен в сан диакона. Здесь необходимо небольшое пояснение: прежде чем стать священнослужителем, перед молодым человеком стоит серьезный выбор: стать либо монахом, либо жениться до возведения в сан (потом этого делать уже нельзя), поэтому выбор жены для будущего служителя церкви – дело крайне важное, священникам запрещено разводиться, иначе они лишаются сана, а если овдовеют, то второй раз идти под венец они не могут (наверно, это можно отнести к одной из привилегий священства, когда выбор делается один раз и на всю жизнь). Через некоторое время теперь уже отца Иоанна назначают штатным клириком Свято-Троицкого храма города Чайковского, где он в течение нескольких лет несет это послушание. Так совпало, что в те годы начали появляться масштабные церковно-светские культурные проекты, самым известным из них становится Межрегиональный ежегодный фестиваль «Сретенские встречи» (в 2013 году он отметит свой 10-летний юбилей), одним из вдохновителей-руководителей которого, а впоследствии еще и ведущим довелось стать отцу Иоанну. В это же время он начинает заниматься с малышами, преподавая Закон Божий в городской воскресной школе, затем сплоченной командой молодых священников организуют лагерь для детей из воскресных школ и малообеспеченных семей. В 2005 году начинает вести уроки по культурологии и Основам православной культуры в гимназии, а так как преподавание там обязывает к наличию педагогического образования, батюшка решил, что оно не будет лишним, и поступает, а затем успешно заканчивает Московский педагогический университет им. М.А. Шолохова.

К этому списку дел и забот можно добавить еще и то, что батюшка является (по современным меркам) многодетным отцом, у них с матушкой трое сыновей: старший сын – Леонид с малых лет прислуживает в алтаре, сейчас ему 8, Мише 2,5 года, Савелию недавно исполнился годик. Дети похожи на батюшку «и лицом, и умом, и характером», хотя, по словам матушки, сходство только внешнее, все равно они больше мамины. А батюшке очень хочется дочку, поэтому он шутя, но с долей серьезности, говорит, что пятая обязательно будет девочка, чем слегка пугает матушку Ольгу. Конечно, с такой занятостью и востребованностью мужа ей подчас приходится нелегко, но это путь жены священника и матери.

Как-то батюшке был задан вопрос: «Что для Вас самое тяжелое в служении?», после недолгого раздумья последовал короткий ответ: «Отпевание детей».

С детства в храме

По словам отца Иоанна, в храме он начал бывать сызмальства, его водила туда бабушка (как это часто бывало в те времена), хорошо помнит Причастие и свечи, ему нравились службы в храме. Там будущий священник получал первые уроки служения и набирался опыта церковного пения, потому что бабушка пела на клиросе и ставила его с собой. С той далекой поры батюшка очень любит петь, у него хорошие вокальные данные – красивый баритон, а его обладатель прекрасно владеет своим голосом, хотя и не имеет специального музыкального образования (здесь сказался незаменимый опыт храмового пения, приобретенный в детстве). А те, кто хоть раз слышал церковное или светское пение отца Иоанна, в стенах ли храма или за его пределами, признают красоту и необычайную силу батюшкиного исполнения.

Рос он в обычной семье: мама – повар в детском саду, отец – простой работяга – токарь-фрезеровщик на заводе «Точмаш». Семья была хлебосольная, гостеприимная, мама очень любила готовить, собирая за большим дружным столом родных и близких (к сожалению, несколько лет назад ее не стало). А будущий священник подрастал и впитывал в себя все лучшее, что могла дать ему любящая семья и верующая бабушка. Люди, далекие от церкви, могут задаться вопросом, что особенного в выборе священнического пути, размахивай кадилом да возглашай молитвы, а остряки могут отпустить еще пару-тройку скабрезных реплик, не задумываясь и не понимая того, что священник во многом отвергает свою волю и желания, время и удобства ради единственного служения – Богу. И совсем немногие в наше время выбирают этот путь, осознавая, насколько он тяжел и многотруден, особенно на приходах в малых городах и, тем более, селах. Поэтому далеко не каждый способен понести груз ответственности, которая ложится на плечи священства, когда приходится отвечать не за материальные блага, а за нечто бесценное – души людей.

Сельский батюшка

В 2006 году в Свято-Троицком соборе города Перми диакон Иоанн Зылёв был рукоположен в сан пресвитера и назначен (в дополнение к несомому послушанию штатного клирика) на сельский приход настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Фоки.

Первый год настоятельства в этом храме совпал со 165-летним юбилеем прихода, к этой дате, благодаря усердию батюшки и прихожан, был сделан капитальный ремонт кровли и крыши храма, обновлен фасад, благоустроена территория, сделана новая церковная ограда, произведен капитальный ремонт отопительной системы, на колокольне появились первые колокола, приобретенные на пожертвования благодетелей и меценатов. В тот же год была открыта воскресная школа для детей, которая расположилась в здании детской школы искусств, там проходили уроки и подготовка к праздникам: репетиции, первые выступления на сцене с показом праздничных спектаклей, первые зрители. В то время у храма имелась не введенная в эксплуатацию часть – притвор, который стараниями прихожан в скором времени стал действующим. В цокольном этаже храмового здания был проведен капитальный ремонт, в результате чего там соорудили две комнаты для занятий с детьми воскресной школы. На второй учебный год ребята занимались уже в своем помещении, что весьма положительно отразилось на жизни прихода: во-первых, дети сами по себе, без принуждения со стороны настоятеля, стали ходить на воскресную службу, после которой чаепитие, затем уроки. Вскоре это стало приносить свои плоды: вслед за детьми потянулись и родители, некоторые из них, к особой радости батюшки, стали прихожанами, хотя для него было и остается главным, чтобы ребятам нравилась служба и занятия в воскресной школе.

За время его настоятельства церковь заметно преобразилась: обновилась, помолодела и внешне и внутренне. Обновилась во внешнем убранстве, помолодела в возрастной категории прихожан. Сейчас в храме малышей, подростков и молодежи больше, чем представителей старшего поколения, в церковь идут люди разного возраста, от мала до велика: малыши приходят со взрослыми, старшие ребята самостоятельно. Из рассказов прихожан становится понятным особое отношение отца Иоанна к храму, они вспоминают некоторые высказывания батюшки о том, что дом Божий для него важнее собственного, времени в нем он проводит больше, чем в своем доме (это тоже можно отнести к еще одной из привилегий священства). Такое восприятие храма заложилось в нем с детства – это святое, поэтому так горячо его желание преображать не только внутреннее убранство, но, что еще важнее, души прихожан. Для этого батюшка расходует невеликие средства с прихода, часто вкладывая свои, чтобы закупить книги в церковную лавку, понимая необходимость обогащать прихожан чтением хорошей литературы (благо сейчас есть такая возможность), занимаясь их духовным просвещением.

Храму – быть


А три года назад, по словам отца Иоанна, у него окончательно «помутился разум» (все ему мало, все не хватает), загорелся он желанием и вскоре взялся за дело, которое, по земным меркам, почти не имело шансов к воплощению – строительство храма в селе, да еще не где-нибудь, а на том месте, где до прихода советской власти была возведена новая церковь, которая впоследствии, во времена всеобщей безбожной истерии, была снесена до основания, а на ее останках был построен клуб. Лет десять назад он был закрыт в виду аварийного состояния и стоял заброшенным, а не так давно земельный участок с полуразрушенным зданием был возвращен церкви. Наверно, многих просто отпугнул бы масштаб предстоящей работы, но только не этого сельского батюшку, которому если что «в голову взбредет», обязательно доведет до конца задуманное. Снос старого здания обошелся приходу в сумму намного меньшую, чем предполагалось вначале. В этом отец Иоанн видел Промысл Божий и твердо верил, что храм будет построен, хотя отдавал себе отчет, что это похоже на желание объять необъятное, потому что строительство в наше время, как известно – дело не только многохлопотное, но, прежде всего, многозатратное. А где взять средства, которых нужно не один миллион. Конечно, есть пожертвования прихожан, но это капля в море, есть и спонсоры, но батюшка как-то обмолвился, что не всегда и не везде его встречают с распростертыми объятиями, иногда могут просто не принять или закрыть дверь, как говорится, перед носом. Хотя признается, что есть и радостные моменты в этом деле благодаря людям, которые искренне помогают в строительстве храма, но имена их называть не стал, объясняя тем, что они получат свою награду, но не на земле.

Однажды, обращаясь к прихожанам, батюшка сказал, что на его век хватит и ныне действующего храма, но тот все больше ветшает и в дальнейшем ему не поможет даже ремонт. Новый храм нужен селу, людям, в нем живущим, да и детей в приходе становится все больше, поэтому одной из причин строительства батюшка называет подрастающее поколение. Третий сезон возводят в селе храм, о высоте которого отец Иоанн любит пошутить, что он поднимается ровно настолько, насколько растет духовный уровень прихожан.

Однажды сельчанам довелось наблюдать такую картину: на территории строящегося храма в селе Фоки батюшка в тонкой куртежке, доступной всем ветрам, и головном уборе – скуфье подносит строителям кирпичи, чтобы не было простоя (по словам отца Иоанна, белорусы – народ трудолюбивый, работают быстро, не любят заминок). А погода в тот день была не самой лучшей (даже со штормовым предупреждением): дул порывистый резкий ветер, было промозгло-сыро-холодно, в общем – непогодь во всей красе. Но это не стало помехой для работы, которую нужно сделать в срок. Для батюшки важен любой, даже самый казалось бы незначительный труд, который приближает к моменту окончания строительства церкви, поэтому вместе с прихожанами вносит посильную лепту, чтобы сообща приблизить дату открытия нового храма.


Единственно верная дорога

О его служении и своих впечатлениях поделилась прихожанка храма Наталья Суханова: «Когда-то, еще несколько лет назад, как будто в одночасье наша жизнь вдруг сузилась, потускнела, стала иной. Мы замкнулись в тесных рамках своих дел, проблем и забот. Почти не осталось времени на друзей, едва хватает на семью... И вот однажды в замкнутом круге «дом-работа-проблемы-дом» у нас появился ориентир, благодаря которому для многих стало возможным подняться над удушливой суетой, приходя в храм. Пусть он небольшой, но по-домашнему близкий, здесь возникает чувство принадлежности к одной большой семье. Когда-то мое отношение к представителям духовенства было как к людям, живущим в другом измерении; я полагала, что их движение по жизни и мое, как в геометрии, абсолютно параллельны и не могут пересечься. Но пути Господни... За шесть лет настоятельства в фокинском храме отец Иоанн для многих стал родным и близким человеком. Прихожан не перестает удивлять неутомимость, деятельный образ жизни, оптимизм батюшки. Мой сын часто отмечает его чувство юмора, уживающееся со строгостью и настоящей человеческой добротой. А если говорить о строительстве храма в нашем селе, я считаю, что далеко не каждый возьмется взвалить на себя такую ношу, зная об огромных затратах не только времени и сил, но и финансовых средств. Мне кажется, что к этой ситуации как нельзя лучше подходят слова Паисия Дионисиатского о том, что христианин не может думать только о себе, любой свой поступок он должен соотносить с интересами своих ближних, т.е. думать в первую очередь о других и в последнюю – о себе. Эти слова, не задумываясь, можно сказать о нашем батюшке. Во многом благодаря ему развеялось мое представление об инопланетном происхождении священников, именно он стал для меня носителем образа Христа».

Люди, далекие от церкви, но имеющие представление о деятельности настоятеля фокинского храма и хоть малый опыт общения с ним, как сговорившись, отмечают его безотказность, открытость, позитивный настрой и доброжелательность, считают, что он одним из первых придет на помощь. Многие из сельчан основной заслугой батюшки считают открытие в Фоках воскресной школы, добавляя, что он затеял важное дело – строительство храма на прежнем месте. Это отмечают даже те, кто за всю жизнь ни разу или пару-тройку раз были в церкви.

Что-то есть в нем, чем он притягивает людей. К нему на крещение приезжают даже издалека. Многие предпочитают простой сельский храм, здесь бывают те, кто приехал погостить к родным. Вот что рассказала приезжая семейная пара, решившая крестить своего первенца в этой скромной церквушке: «Молодой мужчина, уверенно идущий по двору храма, неожиданно для нас оказался тем самым отцом Иоанном, который должен был крестить нашего сына. Однако вся кажущаяся нам «светскость» исчезла, как только он переступил порог храма. Побывав в нем несколько раз, мы поняли, что батюшка спокойно, с любовью и отеческой строгостью ведет своих прихожан той единственно верной дорогой, что когда-то открылась ему».

Не только прихожане, но что еще интереснее, невоцерковленные люди считают его человеком добрым, понимающим, отзывчивым, с открытой, а кто-то добавляет, широкой душой, особенно отмечая присущую ему простоту без лицемерия и притворства. Говорят, что в любой ситуации или возникшей проблеме всегда посоветует, подскажет, причем никогда не отказывает в просьбах, несмотря на огромную занятость старается ответить на все возникающие вопросы. Многие с благодарностью вспоминают ситуации, когда батюшка протянул руку духовной помощи в сложный период их жизни. Вот чем поделилась женщина, обратившаяся с просьбой к отцу Иоанну: «Мне, как и большинству матерей, предстояло провожать сына в армию. Смятение, волнение, различные переживания накрыли меня волной. Когда я поняла, как негативно мое состояние повлияло на сына, решила, что нужно идти в церковь и поговорить со священником, о котором я слышала много хорошего. Предложила сыну пойти вместе. После разговора с батюшкой буря в моей душе улеглась, а сын сказал, что впервые за много дней он почувствовал облегчение, на сердце стало спокойно. Вот такое утешение мы получили. С той поры я всегда обращаюсь к нему по различным возникающим вопросам, никогда не получила отказа. Что касается его деятельности, меня радует присущая ему целеустремленность в благом деле строительства храма в нашем селе».

Люди, кто хоть однажды пересекался с отцом Иоанном, не перестают удивляться, откуда у молодого батюшки столько житейской и духовной мудрости, признают, насколько важно, особенно в наше время, иметь рядом человека, к которому можно обратиться в любой момент, кто не отмахнется, а постарается помочь. А как его обожают пономари – мальчишки, которые прислуживают в алтаре. Они в голос говорят, какой их батюшка добрый, веселый, хоть и строгий, а если и ругает, всегда за дело, не обижая и не унижая. Он никогда не оставляет детей без внимания, старается, чтобы они радовались и были довольны, всегда готовит подарки, сюрпризы, одаривая всех, независимо от того, ходят дети в воскресную школу или нет. Ребятишки чувствуют его искреннюю заботу, поэтому считают его близким человеком.

Вот таким получился портрет современного сельского священника. Чтобы предотвратить вполне закономерные сомнения, которые, возможно, у некоторых могут возникнуть «уж слишком положительный нарисовался образ», остается только добавить, что, по словам не только отца Иоанна, но и всего священства на протяжении истории всегда говорилось и говорится о том, что священники – это обычные люди со своим возом грехов и проблем, в каждом есть своя «червоточина». Они не отделяют, не ставят себя выше других, с уверенностью говоря, что священник без паствы как генерал без армии, часто называя себя «недостойными иереями», понимая, что во все времена только благодать Божия и борьба с грехом делает любого человека человеком.

P.S. Не один раз отец Иоанн получал заманчивые предложения перейти служить в другие храмы, однако от всех отказался, объясняя свои решения тем, что для него с детства сельский храм ближе, роднее, поэтому на протяжении нескольких лет остается простым сельским батюшкой, с верностью продолжая идти выбранным путем, созидая храм на земле и в душах людей.

Светлана Котова


Copyright MyCorp © 2024