Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [23]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Пятница, 28.06.2024, 03:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Фоки - бесконечно близкий сердцу уголок
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Дорога к храму

Дорога к храму

Каждый его день расписан по минутам: записная книжка едва вмещает в себя перечень дел, встреч, мероприятий на много дней вперед. Создается впечатление, что в сутках у него не 24 часа, иначе просто непонятно, как ему удается везде-все успеть-сделать. Поэтому вслед за непритворным удивлением возникает вполне закономерный вопрос: «А как же поспать-отдохнуть?», на который, с присущей ему открытой улыбкой, отвечает, что, бывает, засыпает иногда в машине, отъезжает на обочину дороги (если уже совсем на пределе) и на какое-то время просто отключается. Да еще время от времени позволяет себе редкие передышки, когда случается настоящий выходной день.


Отец Иоанн – молодой священник, штатный клирик Свято-Троицкого храма города Чайковского и по совместительству настоятель сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. В городском он служит в будни, а в сельском по выходным и праздничным церковным дням.

Выбор пути

Духовная стезя батюшкой была выбрана не сразу. После окончания 9 классов для получения светского образования он поступает в техникум, закончив который становится дипломированным экономистом. Однако несмотря на это и даже вопреки полученному образованию, молодой специалист Иван Зылёв все больше укрепляется в желании служить в храме и по совету своего духовника уезжает на один из приходов Удмуртской епархии, где его назначают регентом хора и казначеем. Именно там он окончательно принимает решение связать свою жизнь с церковью Христовой – стать священником. Для этого поступает в Вятское духовное училище в Кирове, после окончания которого, спустя три года, возвращается в родной город.

В 2002 году, вскоре после венчания, его возводят в сан диакона. Здесь необходимо небольшое пояснение: прежде чем стать священнослужителем, молодой человек должен сделать серьезный выбор – либо стать монахом, либо жениться до рукоположения (потом этого делать уже нельзя). Именно поэтому выбор жены для будущего служителя церкви дело крайне важное – священникам запрещено разводиться, иначе они лишаются сана, а если овдовеют, то второй раз идти под венец они не могут (наверно, это можно отнести к одной из привилегий священства, когда выбор делается один раз и на всю жизнь).

Через некоторое время теперь уже отца Иоанна назначают штатным клириком Свято-Троицкого храма города Чайковского, где он в течение нескольких лет несет это послушание. В те годы, в начале 2000-х, во многих городах начали появляться масштабные церковно-светские культурные проекты, в Чайковском создается Межрегиональный ежегодный фестиваль «Сретенские встречи» (в 2013 году он отметил свое 10-летие), одним из вдохновителей-руководителей которого, а впоследствии еще и ведущим довелось стать отцу Иоанну. В это же время он начинает заниматься с малышами, преподавая Закон Божий в городской воскресной школе, затем сплоченной командой, состоящей из нескольких молодых священников, организует лагерь для детей из воскресных школ и малообеспеченных семей. В 2005 году начинает вести уроки по культурологии и Основам православной культуры в гимназии, а так как преподавание там обязывает иметь педагогическое образование, батюшка решает, что оно не будет лишним, и успешно заканчивает Московский педагогический университет им. М.А. Шолохова.

К этому списку дел и забот можно добавить еще и то, что молодой настоятель является (по современным меркам) многодетным отцом – у них с матушкой трое сыновей – старший сын Леонид с малых лет прислуживает в алтаре, сейчас ему 9, среднему Мише 3,5 года, Савелий – двухлетний карапуз. Дети похожи на батюшку «и лицом, и умом, и характером», хотя, по словам матушки, сходство только внешнее, все равно они больше мамины. Отцу же очень хочется дочку, поэтому шутя, но с долей серьезности, говорит, что пятая обязательно будет девочка, чем слегка «пугает» матушку Ольгу. Конечно, с такой занятостью и востребованностью мужа ей подчас приходится нелегко, но это путь жены священника и матери.

С детства в храме

По словам молодого священника, в храме он начал бывать сызмальства (его водила туда бабушка, что было весьма характерно для советского времени), хорошо помнит Причастие и свечи, ему нравились службы в храме. Именно там он получает первые уроки служения и набирается опыта церковного пения – бабушка пела на клиросе и ставила его с собой. С той далекой поры батюшка очень любит петь, у него хорошие вокальные данные – красивый баритон, а его обладатель прекрасно владеет своим голосом, хотя и не имеет специального музыкального образования (здесь сказался незаменимый опыт, приобретенный в детстве). А те, кто хоть раз слышал его церковное или светское пение, в стенах или за пределами храма, признают красоту и необычайную силу батюшкиного исполнения.

Рос он в обычной семье: мама – повар в детском саду, отец – простой работяга – токарь-фрезеровщик на заводе «Точмаш». Семья была хлебосольная, гостеприимная, мама очень любила печь-готовить, собирая за большим дружным столом родных и близких (к сожалению, несколько лет назад ее не стало). А будущий священник подрастал и впитывал в себя все лучшее, что могла дать ему любящая семья и верующая бабушка.

Люди, далекие от церкви, могут задаться вопросом, что особенного в выборе священнического пути, – знай себе размахивай кадилом да возглашай молитвы, а «остряки» вообще могут отпустить пару-тройку скабрезных реплик, не понимая главного: священник во многом отвергает свою волю и желания, личное время и удобства ради единственного служения – Богу. И совсем немногие в наше время выбирают этот путь, возможно смутно осознавая, насколько он тяжел и многотруден, особенно на приходах в малых городах, а тем более, в селах. Поэтому далеко не каждый способен понести тот груз ответственности, который ложится на плечи священства, когда приходится отвечать не за материальные блага, а за нечто бесценное – души людей.

Сельский батюшка

В 2006 году в Свято-Троицком соборе города Перми молодого диакона Иоанна возводят в сан пресвитера, после чего назначают (в дополнение к несомому послушанию штатного клирика) на сельский приход настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Фоки, первый год настоятельства в котором совпал со 165-летним юбилеем со дня его основания. К праздничной дате, – благодаря усердию батюшки и прихожан, – был сделан капитальный ремонт кровли и крыши храма, обновлен фасад, благоустроена территория, сделана новая церковная ограда, произведен капитальный ремонт отопительной системы, на колокольне появляются первые колокола, приобретенные на пожертвования благодетелей и меценатов. В этом же году открывается воскресная школа для детей, расположившаяся в здании детской школы искусств. Там проходят уроки и подготовка к праздникам: репетиции, первые выступления на сцене с показом праздничных спектаклей, появляются первые зрители. В то время у храма имелась не введенная в эксплуатацию часть – притвор, который опять же стараниями прихожан и священника в скором времени стал действующим. В цокольном этаже храмового здания проведен капитальный ремонт, в результате там появились две комнаты для занятий с детьми воскресной школы. На второй учебный год ребята занимались уже в своем помещении, что весьма положительно отразилось на жизни прихода: во-первых, дети сами по себе, без принуждения со стороны настоятеля, стали ходить на воскресную службу, после которой чаепитие и уроки. Во-вторых, как сказал отец Иоанн, вскоре это стало приносить свои плоды – вслед за детьми потянулись и родители, некоторые из них, к особой радости батюшки, стали прихожанами, хотя для него было и остается главным, чтобы ребятам нравилась служба и занятия в воскресной школе – это своеобразный вклад в будущее.

За время его служения церковь заметно преобразилась: обновилась во внешнем убранстве, помолодела в возрастной категории прихожан. Сейчас в храме малышей, подростков и молодежи больше, чем представителей старшего поколения. Важно, что в церковь идут люди разного возраста, малыши приходят с родителями, старшие ребята самостоятельно. Из рассказов прихожан становится понятным особое отношение батюшки к храму, они вспоминают некоторые из его высказываний о том, что дом Божий для него важнее собственного, времени в нем он проводит больше, чем в своем доме (что вряд ли можно отнести к привилегиям священства, о которых у нас так любят разглагольствовать). Такое восприятие – храм – это святое, сформировалось в нем с детства, поэтому так горячо его желание преображать не только и не столько внутреннее убранство, сколько, что намного важнее, души прихожан. Для этого настоятель расходует невеликие средства с прихода, часто добавляя к ним свои, чтобы закупить книги в церковную лавку, понимая необходимость обогащения прихожан чтением хорошей литературы (благо сейчас есть такая возможность), что говорит о его искренней заинтересованности в их духовном просвещении.

Храму – быть


А три года назад, по словам отца Иоанна, у него окончательно «помутился разум» (все ему мало, все не хватает), загорелся он желанием и вскоре взялся за дело, которое, по земным меркам, почти не имело шансов к воплощению – строительство храма в селе, да не где-нибудь, а на том самом месте, где незадолго до прихода советской власти была возведена новая церковь. Впоследствии ее постигла та же участь, что и большинство храмов в нашей необъятной стране: во времена всеобщей безбожной истерии она была снесена до основания, а на ее останках построили клуб (ставший потом Домом культуры), который был востребован до конца прошлого века. К концу 20 века из-за аварийного состояния его закрыли и более десяти лет он стоял заброшенным, а несколько лет назад земельный участок и полуразрушенное здание вернули церкви. Наверно, масштаб предстоящей работы отпугнул бы многих, но только не этого молодого иерея, которому если что «в голову взбредет», обязательно доведет задуманное до конца. Снос старого здания обошелся приходу в сумму намного меньшую, чем предполагалось вначале. В этом отец Иоанн видел Промысл Божий и твердо верил, что храм будет построен, хотя отдавал себе отчет, что это похоже на желание объять необъятное, вполне сознавая, что строительство в наше время – дело не столько многохлопотное, сколько, и прежде всего, многозатратное. Где же взять средства, которых нужен не один миллион? Конечно, есть пожертвования прихожан, но это капля в море, есть и спонсоры, но батюшка как-то обмолвился, что далеко не везде и не всегда его встречают с распростертыми объятиями, иногда могут просто не принять или закрыть дверь, как говорится, перед носом. Хотя признается, что есть и радостные моменты в этом деле благодаря людям, которые искренне помогают в строительстве храма, правда имена называть не стал, чтобы не лишить благодетелей небесной награды.

Как-то раз на одной из проповедей батюшка, обращаясь к прихожанам, сказал, что на его век хватит и ныне действующего храма, но с годами тот все больше ветшает и в дальнейшем ему не поможет даже ремонт. Новый храм нужен людям, живущим в селе и близлежащих деревнях, а главное – детей в приходе становится все больше, поэтому одной из причин строительства батюшка называет подрастающее поколение. Четвертый сезон возводят в селе храм, о высоте которого отец настоятель любит пошутить, что он поднимается ровно настолько, насколько растет духовный уровень прихожан.

Однажды сельчанам довелось наблюдать такую картину: на территории строящегося храма в селе Фоки батюшка в тоненькой куртешке, доступной всем ветрам, и головном уборе – скуфье подносит строителям кирпичи, чтобы не было простоя (по его словам, белорусы – народ трудолюбивый, работают быстро, не любят заминок). А погода в тот день была не лучшей: дул порывистый резкий ветер, было промозгло-сыро-холодно, в общем – непогодь во всей красе. Но даже это не стало помехой для работы, которую нужно сделать в срок. Для батюшки важен любой, даже самый, казалось бы, незначительный труд, поэтому вместе с прихожанами вносит посильную лепту, чтобы сообща приблизить дату открытия нового храма.


Единственно верная дорога

О служении молодого отца настоятеля и своем отношении поделилась многолетняя прихожанка сельской церкви Наталья Суханова: «Когда-то, несколько лет назад, как будто в одночасье наша жизнь вдруг сузилась, потускнела, стала иной. Мы замкнулись в тесных рамках своих дел, проблем и забот. Почти не осталось времени на друзей, едва хватает на семью... И вот однажды в замкнутом круге «дом-работа-проблемы-дом» у нас появился ориентир, благодаря которому многие смогли подняться над удушливой суетой, приходя в храм. Пусть он небольшой, но по-домашнему близкий, здесь возникает чувство принадлежности к одной большой семье. Когда-то я воспринимала представителей духовенства как людей, живущих в другом измерении, полагая, что наши жизни, как в геометрии, абсолютно параллельны и не могут пересечься. Но пути Господни... За годы служения в нашем храме отец Иоанн для многих стал родным и близким человеком. Прихожан не перестает удивлять его неутомимость и оптимизм. Мой сын часто отмечает чувство юмора, характерное для батюшки, гармонично уживающееся со строгостью и настоящей человеческой добротой. А если говорить о строительстве храма в нашем селе, то считаю, что далеко не каждый возьмется взвалить на себя такую ношу, зная об огромных затратах не только времени и сил, но и финансовых средств. Мне кажется, что к этой ситуации как нельзя лучше подходят слова Паисия Дионисиатского о том, что христианин не может думать только о себе, любой свой поступок он должен соотносить с интересами своих ближних, т.е. думать в первую очередь о других и в последнюю – о себе. Эти слова, не задумываясь, можно сказать о нашем батюшке. Во многом благодаря ему развеялось мое представление об «инопланетном» происхождении священников, именно он стал для меня носителем образа Христа».

Что-то есть в нем, чем он притягивает людей. К нему на крещение приезжают даже издалека. Многие предпочитают простой сельский храм, в котором регулярно бывают те, кто приехал погостить к родным. Вот что рассказала приезжая семейная пара, решившая крестить своего первенца в этой скромной церквушке: «Молодой мужчина, уверенно идущий по двору храма, неожиданно для нас оказался тем самым отцом настоятелем, который должен был крестить нашего сына. Однако вся кажущаяся нам «светскость» исчезла, как только он переступил порог храма. Побывав в нем несколько раз, мы поняли, что батюшка спокойно, с любовью и отеческой строгостью ведет своих прихожан той единственно верной дорогой, что когда-то открылась ему».


Людская молва

Люди, далекие от церкви, но имеющие представление о деятельности настоятеля сельского храма и хотя бы малый опыт общения с ним, как сговорившись, отмечают его безотказность, позитивный настрой и доброжелательность, считают, что он одним из первых придет на помощь, если таковая вдруг потребуется. Многие из сельчан основной заслугой батюшки считают открытие в Фоках воскресной школы, добавляя, что он затеял важное дело – строительство храма на прежнем месте. Это отмечают даже те, кто за всю жизнь ни разу не был в церкви или пару-тройку раз переступал ее порог.

Не только прихожане, но и, что еще интереснее, невоцерковленные люди считают его человеком добрым, понимающим, отзывчивым, с открытой, а кто-то добавляет, широкой душой, особенно отмечая присущую ему простоту – без лицемерия и притворства. В любой ситуации или при возникшей проблеме всегда посоветует, подскажет, причем никогда не отказывает в просьбах, несмотря на огромную занятость, старается ответить на все возникающие вопросы. Многие с благодарностью вспоминают ситуации, когда батюшка протянул руку духовной помощи в сложный для них период. Вот чем поделилась женщина, обратившаяся однажды с просьбой к отцу Иоанну: «Мне, как и большинству матерей, предстояло провожать сына в армию. Смятение, волнение, различные переживания накрыли меня волной. Когда я поняла, как негативно мое состояние влияет на сына, решила, что нужно идти в церковь и поговорить со священником, о котором слышала много хорошего. Предложила сыну пойти вместе. После разговора с батюшкой буря в моей душе улеглась, а сын сказал, что впервые за много дней он почувствовал облегчение, на сердце стало спокойно. Вот такое утешение мы получили. С той поры я всегда обращаюсь к нему по различным вопросам и никогда не получила отказа. Что касается его деятельности, меня радует присущая ему целеустремленность в благом деле строительства храма в нашем селе».

Те люди, кому довелось хоть изредка обращаться к отцу Иоанну, не перестают удивляться, откуда у молодого батюшки столько житейской и духовной мудрости, признают, насколько важно, особенно в наше время, иметь рядом человека, к которому можно обратиться в любой момент, кто не отмахнется, а постарается помочь. А как его обожают пономари – мальчишки, которые прислуживают в алтаре! Они в голос говорят, какой их батюшка добрый, веселый, хоть и строгий, а если и ругает, то всегда за дело, не обижая и не унижая. Он никогда не оставляет детей без внимания, старается, чтобы они радовались и были довольны, всегда готовит подарки, сюрпризы, одаривая всех, независимо от того, ходят дети в воскресную школу или нет. Ребятишки чувствуют искреннюю заботу своего настоятеля, поэтому считают его близким человеком.

Когда-то батюшке задали вопрос, что в служении является самым тяжелым лично для него. После недолгого раздумья последовал короткий ответ: «Отпевание детей».

Вот таким получился портрет современного сельского священника. Чтобы предотвратить вполне закономерные сомнения, которые, возможно, у некоторых могут возникнуть, поскольку «уж слишком положительный нарисовался образ», следует добавить, что, по словам не только молодого батюшки, но и всего священства на протяжении его долгой истории, священники – это обычные люди со своим возом грехов и проблем, в каждом есть своя «червоточина». Они не отделяют себя других, не считают лучше, не ставят выше, с уверенностью говоря, что священник без паствы все равно, что генерал без армии, называя себя «недостойными иереями», и прекрасно понимая, что во все времена только благодать Божия и борьба с грехом делают любого человека человеком.

P.S. Не раз отец Иоанн получал заманчивые предложения перейти служить в другие храмы, однако от всех отказался, объясняя свое решение тем, что для него с детства сельский храм ближе, роднее, поэтому на протяжении нескольких лет он с радостью остается простым сельским батюшкой, с верностью продолжая идти выбранным путем, созидая храм на земле и в душах людей.

Светлана Котова

Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (08.12.2013)
Просмотров: 880 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/33
Всего комментариев: 1
1 Valent  
1
Да, я был в 5 классе, когда отец Иоанн пришёл к нам. Помню, как начиналось его служение, как было сложно, но он всё выдержал, не остановился не перед чем. Это человек, мнение которого играет для меня не последнюю роль, во всяком случае в последние годы, когда я начал относиться к жизни более сознательно. И каждый раз, приезжая из университета домой, стараюсь не пропускать Богослужений в нашем храме, дабы увидеть всех тех, кто мне дорог, и в том числе отца Иоанна.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024